Катастрофа рейса UA 232 — авиакатастрофа, произошедшая 19 июля 1989 года с самолётом DC-10 авиакомпании United Airlines в аэропорту города Су-Сити, штат Айова, США. По сравнению с другими похожими инцидентами, катастрофа рейса 232 уникальна большим числом выживших.
.
.
Последствия катастрофы
Катастрофа оказала значительное влияние как на безопасность полётов, так и на массовую культуру.
После катастрофы стали обязательными предохранительные клапаны в гидравлической системе, исключающие её полный отказ. Была изменена процедура освидетельствования двигателей самолётов. Были внесены изменения в программу обучения пилотов.
По сравнению с другими случаями отказа гидравлики в самолётах, которые заканчивались гибелью всех или большей части пассажиров, случай с рейсом 232 уникален большим количеством выживших. По словам капитана Хайнса тому был ряд причин:
- Катастрофа произошла в светлое время суток;
- В момент катастрофы в травматологическом и ожоговом центрах в Су-Сити была пересменка, поэтому медперсонала было вдвое больше обычного;
- В момент катастрофы в аэропорту Су-Сити дежурило авиационное подразделение национальной гвардии США , бойцы которой быстро организовали эвакуацию раненых.
Катастрофа нашла отражение в массовой культуре:
- Деннис Фитч подробно рассказал о своём опыте аварийной посадки в телевизионном шоу Эррола Морриса «First person» (От первого лица).
- Реконструкция событий катастрофы представлена в цикле фильмов Секунды до катастрофы канала National Geographic.
- Запись внутрикабинных переговоров экипажа стала основой части сценария пьесы Charley Victor Romeo.
Тот факт, что в катастрофе выжил экипаж, позволил на основании информации, изложенной пилотами, существенно обогатить научные знания об особенностях управления самолётами с недействующими рулями.
Все члены экипажа впоследствии были отмечены наградами.
Люди, получившие известность в результате катастрофы
- Бейли Спенсер — самый молодой из выживших пассажиров. На момент катастрофы ему было три года.
- Джерри Шеммел — комментатор и один из менеджеров NBA. После аварийной посадки спас из горящих обломков ребенка. Впоследствии написал книгу Chosen to Live о пережитом в рейсе 232.
- Джейн Браун Лор — старшая бортпроводница рейса, впоследствии организовавшая общественное движение за повышение безопасности воздушной перевозки детей (по причине отсутствия в самолёте детских удерживающих устройств в рейсе 232 погибли маленькие дети).
- Альфред Хайнс после катастрофы продолжил работу пилотом в United Airlines. Ушел с лётной работы в 1991 году, после работал инструктором по послестрессовой реабилитации в чрезвычайных ситуациях. Был частым гостем на различных приемах, презентациях и встречах, где рассказывал о катастрофе. В 1996 году умер его сын, в 1999 году умерла его жена. В 2001 году его дочери потребовалась дорогостоящая операция, деньги на которую помогли собрать пассажиры рейса 232.
- Деннис Фитч также продолжил работу в авиакомпании в должности линейного пилота-инструктора. Кроме того он стал консультантом НАСА по вопросам эффективного управления ресурсами экипажа в чрезвычайных ситуациях. Он также основал собственную консалтинговую фирму, оказывающую услуги в области управления ресурсами экипажа и человеческим факторам. Свой опыт аварийной посадки он изложил в монографии и нескольких интервью. Является одним из инициаторов разработки системы автоматического аварийного управления самолётом с помощью тяги двигателей PCA (Power Controlled Aircraft). Его работа в рейсе 232 была отмечена президентом США Джорджем Бушем и Конгрессом США как подвиг.